Секреты струнных: DIVISI

. Опубликовано в Сочинительство

В ряде сэмплерных струнных библиотек, помимо разделов Solo и Ensemble встречается раздел Divisi. В своей статье Питер Лоуренс Александр, автор серии книг по профессиональной аранжировке, разъясняет этот метод записи струнных.


С выпуском т.н. сэмплерных оркестровых библиотек, музыкальные технологии перешли на более высокий уровень записи струнных, позволяющие композитору легко писать DIVISI для струнных.

Дежурный вопрос: Что же это за хрень DIVISI, и насколько она заразна?
Ответ таков: как только вы узнаете, что такое DIVISI и как его использовать, вы пропали!

Начнем с основ: divisi - это итальянское слово, означающее "разделить". Применительно к струнным это означает, что одна или более их секций поделены на части. Есть три типа DIVISI струнных: две части, три части и четыре части.

Если в партитуре назначено DIV а 2, то это означает, что конкретная секция струнных разделена на две части. И это самый распространенный в использовании метод DIVISI. Следующим наиболее распространенным является DIV а 3, что означает разделение струнных на три части. Далее - редко используемый DIV а 4, разделяющий секцию струнных на четыре части.

Для простоты, рассмотрим это на примере первых скрипок, чтобы увидеть, как это работает. Это также применимо и к остальным струнным: вторым скрипкам, альтам, виолончелям и басам, поскольку эти секции тоже можно разделить на более мелкие части. Сосредоточением настроек DIVISI является пюпитр, называемый также дэкой.

Вне зависимости от места исполнения - концертной ли сцены или студии звукозаписи, два струнника всегда используют один пюпитр. Если у вас имеется 12 первых скрипок, то они делятся на 6 пюпитров. Таким образом, если в партитуре отмечено DIV а 2, то это означает, что первые скрипки разделены на меньшие секции, каждая из которых одновременно играет другую ноту.

Если же в партитуре отмечено DIV а 3, то разделение усложняется. С 12-ю первыми скрипачами это подразумевает разделение исполнителей на 6 пюпитров. Каждые четыре исполнителя будут играть другую ноту. А вот какую, установить становится сложнее. Поэтому индивидуальные партии, играемые с пюпитра, определяются дирижером или аранжировщиком струнной секции.

Следуя той же логике, если в партитуре указано DIV а 4 для 12 первых скрипок, то это означает, что четыре игрока основного тона должны быть определены через 6 пюпитров с одним базовым тоном для трех различных игроков. Опять же, аранжировщик струнных должен назначить с помощью пюпитра, кто какую ноту играет.

Теперь, когда у вас есть "живая" разделенная секция первых скрипок о 12-ти музыкантах, с DIVISI будет легко работать, потому что число 12 кратно 2 и 3. Тем не менее, для озвучки многих крупнобюджетных фильмов и многих крупных оркестров, первые скрипки будут иметь 14 или 16 игроков. Поскольку ни 14, ни 16 не кратно 3, аранжировщик должен работать с каждым струнником, распределяя через пюпитры - кто какие ноты будет играть при использовании DIV а 3.

Теперь вы можете понять, почему DIV а 2 используется чаще.

Как DIV а 2 работает при живом исполнении

Итак, давайте рассмотрим, как DIV а 2 работает при живом исполнении. Это поможет нам понять принцип использования DIV а 2 в сэмплерных библиотеках.

Помните, что два игрока разделяют пюпитр. Так что с точки зрения зрителя, левый игрок является внешним, в то время как правый игрок является внутренним. Когда партитура помечена DIV а 2, это обычно означает, что левый "внешний" игрок исполняет более высокую ноту. А правый "внутренний" исполняет нижнюю линию.

Есть и второе решение этой темы. Помните, что в нашем примере мы говорили, что бывает 6-8 пюпитров для первых скрипок. Таким образом, второй метод заключается в том, чтобы скрипачи на передних пюпитрах исполняют высокую ноту, в то время как скрипачи на задних играют нижнюю ноту.

Возникает вопрос: действительно ли имеет значение, как DIVISI настроено?

Ответ заключается в звуке и нюансах. И в человеке, выполняющем окончательное решение, который называется дирижером.

У нас есть еще один фактор: как инструменты расположены на сцене.

Распределение мест струнных

Есть две стандартные схемы расположения оркестра. Наиболее распространенной с точки зрения аудитории, является "слева направо": скрипки 1, скрипки 2, альты и виолончели с контрабасами под углом справа позади виолончелей.

*) С такой рассадкой записываются многие сэмплерные струнные библиотеки. При соблюдении этого условия, библиотека рекламируется как предподготовленная. Это очень удобно для композиторов, поскольку при сведении не требует выставлении панорамы и глубины: композитору остаётся только регулировка уровней громкости.

Если на обе группы скрипок назначено DIV а 2, это означает, что вы будете слышать из четырех-частную гармонию как слева на сцене, так и справа - как в стерео системе. Но при этом есть и другой тип рассадки, называемый в США европейской схемой.

Попытайтесь представить в своём воображении описанные мной установки. Идя слева направо, сначала первые скрипки, далее - сюрприз: альты, потом виолончели, затем вторые скрипки в правой части сцены. Таким образом, если на обе группы скрипок назначено DIV а 2, то это означает, что вы будете слышать их из четырех гармонических частей слева и справа, как в вашей стерео-системе, в левой и правой колонках.

При написании пьесы, предназначенной для живого выступления в концертном зале, не является редкостью размышления композитора о конкретном расположении рассадки струнных.

ПОЧЕМУ КОМПОЗИТОРЫ ИСПОЛЬЗУЮТ DIVISI

Конечно, здесь дано много технической информации о струнных DIVISI, но тема не закончена, потому что остался ещё один вопрос: "почему композиторы используют DIVISI так или иначе?"

Ответ: оттенок и звучность. С DIVISI вы можете создать богатую вертикальную гармонию. Вы можете создать мини-ансамбли в пределах большего струнного ансамбля, каждый со своим собственным оттенком и звуком. Вы можете даже создать двойной струнный оркестр, как это сделал Vaughan Williams в Фантазии на тему Thomas Tallis, и который можно услышать в фильме Master and Commander: The Far Side of the World с Расселом Кроу в главной роли.

Также мы не рассматривали виды тембров, доступных при глушении струны и разделении их.

Теперь, один композиционный пункт о DIVISI. Не думайте, что DIVISI применяется лишь для написании вычурной письменной формы. Это, конечно, может быть! Но при правильной обработке, раскладка DIVISI создает убедительное звучание. В саундтреке Аарона Копленда для фильма The Red Pony, струнные прописаны в пятых и шестых в октаве. Что создало огромный простор для вестерн-стиля.

Вы можете услышать запись DIVISI письмо в "Весне Cвященной" Стравинского, в Танце юных дев, который содержит жесткие пульсирующие ритмы.

В оркестровке Равеля "Картинок с выставки" Мусоргского, в открытом движение "Прогулки" используется запись DIVISI для мотива величия и благородства.

Теперь, из-за широких возможностей типов окраски приемов DIVISI в электронном виде, этот метод записи подобен Святому Граалю для композиторов. Это потому, что вы можете создать DIVISI-звучание, компилируя множество существующих библиотек струнных, даже если это занимает несколько часов, а иногда - и недель редактирования, для того чтобы достичь звучания, приближенного к записи живого оркестра. Если вы зарабатываете этим на жизнь, время, сэкономленное при редактировании электронной партитуры, никогда не лишнее.

Таким образом, новые библиотеки, разработанные для DIVISI, действительно являются благословением, потому что они позволяют гораздо проще создавать разделенные струнные благодаря их изначальному грамотному расположению при записи. Эта легкость при создании означает экономию времени композитора. И это важно, потому что профессиональные авторы получают доход от написания и авторских отчислений. И если вы не пишете, вы не создаёте материал, обеспечивающий лицензионные выплаты.

Конечно, обсуждение финансов в чисто музыкальной теме не очень художественно. Но у композиторов случаются детёныши, которым нужно ходить к стоматологу или окулисту!

ТЕХНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

В случае, если вам интересно, библиотеки с DIVISI лучше всего использовать на более мощных компьютерах, потому что им всегда мало оперативной памяти и мощности процессора. Для PC это, как минимум, i7 Quad Core CPU, в то время как для Mac это Mac Pro. Для любой системы желательно 12 ГБ оперативной памяти или больше, чтобы хорошо выполнить такую работу.

Конец нашего обзор по DIVISI. Всем спасибо, все свободны.

Питер Лоуренс Александр 29.02.2010 // перевод - админ artcomposer.ru

  • Комментарии не найдены