Возникновение музыки

Автор: Сергей Добронравов . Опубликовано в Муз.библиотека

Существует общераспространённое мнение, что первый музыкальный строй был изобретён Пифагором, расположившим звуки по акустически чистым квинтам и получившим систему диатонических (натуральных) семиступенных ладов.

Это всего лишь заблуждение. Музыка существовала за тысячелетия до Пифагора, причём, как выяснилось, диатонические лады были самыми древними на Земле.

В 1974 году группе исследователей из Калифорнийского университета удалось реконструировать древнешумерскую арфу, найденную при раскопках города Ура. Кроме того, учёные расшифровали «нотную» запись древнего гимна на глиняной табличке, датированной примерно 1800 годом до нашей эры.

- До сих пор считалось, что основы западной музыки были заложены в Греции, теперь же точно установлено, что наша музыка – как и многие другие аспекты западной цивилизации – зародилась в Месопотамии, - сообщил профессор Ричард Л. Крокер.

Пифагор только математически обосновал диатонические лады и дал им названия: ионийский лад (натуральный мажор), построенный на гамме до-ре-ми-фа-соль-ля-си, дорийский лад, имеющий минорное наклонение (ре-ми-фа-соль-ля-си-до), фригийский лад, имеющий минорное наклонение (ми-фа-соль-ля-си-до-ре), лидийский лад, имеющий мажорное наклонение (фа-соль-ля-си-до-ре-ми), миксолидийский лад, имеющий мажорное наклонение (соль-ля-си-до-ре-ми-фа), эолийский лад (натуральный минор), построенный на гамме ля-си-до-ре-ми-фа-соль, локрийский лад, имеющий минорное наклонение (си-до-ре-ми-фа-соль-ля). Все диатонические лады можно сыграть по белым клавишам фортепиано.

Существующие разновидности гармонические и мелодические мажор и минор считаются условно-диатоническими или альтерационными. Эти лады возникли гораздо позже, приблизительно на рубеже XVI-XVII веков нашей эры и впервые нашли своё применение в музыке барокко. Вся средневековая европейская музыка была построена на натуральной диатонике. Разумеется, никто не знает, какую музыку играли до появления Шумерской цивилизации, если вообще у наших полудиких предков была музыка. Но то, что исполняли в древней Месопотамии, по звучанию мало чем отличалось от какой-нибудь инструментальной пьесы, сыгранной при дворе французского короля Людовика XI, разве что имело свои ритмические особенности.

Следующим очагом цивилизации после Шумерской был Древний Египет. О музыке жителей долины Нила мало что известно, хотя существует целый ряд исследований на эту тему, к примеру, статьи М. А. Коростовцева, однако, по признанию самих авторов, до сих пор остаётся загадкой, какие лады использовали египтяне. Обычно при словосочетании «Древний Египет» в памяти большинства людей всплывает какая-нибудь тема с характерным арабским звучанием, навязанная кинокомпозиторами. Конечно, это всего лишь современные фантазии, не имеющие никакого отношения к подлинному музыкальному искусству того времени. Арабы появились в Египте очень поздно, уже в VII веке нашей эры, когда от культуры древней цивилизации не осталось практически никакого следа.

К тому времени эта страна пережила греческих, римских и персидских завоевателей. Скорее всего, в основе древнеегипетской музыки была та же диатоника. По крайней мере, большинство древнегреческих источников, описывающих египетскую культуру, в том числе и Геродот, нигде не упоминают, что музыка жителей долины Нила имела какое-то странное, необычное звучание. То есть, для греческих путешественников она была вполне привычной, и стала образцом для подражания, учитывая, что греческая культура возникла позднее. Геродот приводит в пример одну песню, которую слышал в Элладе, но оказалась, что она имеет египетское происхождение. Зато целый ряд летописцев пишет о непревзойдённом мастерстве египетских арфистов, достичь которого не смог ни один народ эпохи античности. Недаром их так любили слушать фараоны. Ни один праздник в доме состоятельных людей не обходился без присутствия арфистов. Музыкой в Древнем Египте занимались исключительно профессионалы. Их мастерство передавалось от учителя к ученику, так что нетрудно предположить возникновение целых школ и направлений в искусстве игры.

Некоторые коллективы были известны на всю страну и пользовались большим спросом. Например, оркестр храма Нут из города Фивы во времена правления Девятнадцатой династии. Если рассмотреть изображения древнеегипетской арфы на фресках, то легко заметить, что ничего необычного в ней нет. Её прообразом был боевой лук, тетива которого издавала при стрельбе отчётливый тон. Большинство арф сохранило эту форму, добавились лишь резонаторы в нижней части и колки для настройки струн, выполненные в виде вращающихся колышков в верхней части деки. Размеры инструментов и количество струн очень сильно варьировалось. На больших арфах высотой 130-160 сантиметров число струн доходило до двадцати. Были малые арфы всего с пятью и даже четырьмя струнами. Всё это многообразие инструментов существовало одновременно, что, вероятно, и сбило с толку современных исследователей. Действительно, в количестве струн не прослеживается никакой системы, если предположить, что они настраивались по звукоряду ладовой гаммы. Невозможно даже представить, какого мастерства можно достичь на таком примитивном, на первый взгляд, инструменте.

Однако, попробуем разгадать эту загадку, ещё раз внимательно посмотрев на фрески. Если дело не в арфе, то, несомненно, существовал какой-то необычный способ игры, требовавший от исполнителя настоящего мастерства. Так как же играли древние египтяне? На фреске из гробницы принца Нахта изображено пиршество в богатом доме, на котором присутствуют музыканты. Можно отчётливо разглядеть слепого арфиста. На его арфе всего шесть струн, однако, он играет на ней двумя руками. Спрашивается, зачем, если извлечь звуки из шести открытых струн можно одной рукой, как это делают гитаристы? Даже если предположить, что он дёргает все струны одновременно, получается какая-то несуразица, поскольку можно провести по струнам всего лишь одним пальцем. Кисть его левой руки находится выше правой. Они расположены на одной вертикальной линии, и получается, что левая рука арфиста цепляет те же самые струны, что и правая.

Внизу нарисована арфистка. На её инструменте – тринадцать струн. Положение её рук точно такое же. На другой фреске, которая называется «Музыканты на празднике», арфистка играет на девятиструнном инструменте. Кисти её рук расположены аналогичным образом, только сдвинуты к нижней части деки. Можно привести ещё массу примеров, но везде прослеживается одна и та же картина. Такая постановка рук характерна для инструментов, где звукоизвлечением занимается лишь одна рука, а вторая меняет высоту тона. Судя по всему, фалангами пальцев левой руки музыкант нажимал на струны подобно передвижным порожкам.

Скорее всего, для получения чистого и красивого звука на последние фаланги пальцев надевались металлические кольца, как это делают слайд-гитаристы. Можно, конечно, возразить по поводу применения колец, поскольку их нет на фресках, но египтяне вообще не рисовали перстни на пальцах, хотя доподлинно известно, что они очень любили их носить. Видимо, впервые эффект передвижного порожка был открыт на том же боевом луке, когда кто-то провёл по тетиве стрелой и обнаружил изменение высоты звука. Действительно, такая техника требует настоящего мастерства, поскольку арфа превращается в нетемперированный инструмент наподобие скрипки или виолончели, только с щипковым способом звукоизвлечения.

Конечно, можно предположить, что египтяне применяли технику глушения пальцами ненужных струн (именно так играли на лирах древние греки, подобным образом играют на гуслях), но в таком случае вряд ли те же греки оставили бы записи о непревзойдённом мастерстве египтян. Думаю, что арфы в руках египетских музыкантов звучали очень красиво, временами напоминая гавайскую гитару. Что касается настройки этих инструментов, то, исходя из удобства аппликатуры, разумней предположить, что все струны настраивались в определённые интервалы, например, в кварту, или в аккорды. Были у египтян различные ударные инструменты, от простейших кастаньет, называемых менат, до барабанов, и духовые инструменты: медные трубы, два вида флейт, а также инструмент, напоминающий по звуку гобой. Кроме того, в Древнем Египте впервые появилась четырёхструнная лютня.

Учитывая существование оркестров и солидный возраст развития египетской музыки (около четырёх тысяч лет), можно вполне предположить появление довольно развитых музыкальных форм и направлений. На одном из сайтов я наткнулся на такую фразу: "После многолетних сложнейших исследований было выявлено, что строй египетской музыки напоминал нечто среднее между шотландским и китайским музыкальным строем". Такое сравнение для любого музыканта лишено всякого смысла. Это всё равно, что сказать про бегемота, что он – нечто среднее между бульдогом и носорогом. Китайская музыка построена на другой ладовой системе - пентатонике. Шотландская музыка диатонична (один из основных ладов - миксолидийский мажор).

Наверное, по сравнению с египетской, музыка древних греков была более примитивной. В Греции господствовала монодия (одноголосие), и лиры использовались в основном для аккомпанемента певцам или флейтам, исполняющим одноголосные мелодии. Многоголосие появилось уже позже, в Древнем Риме, а затем, в эпоху Средневековья развилось в полифонические формы. Значительные изменения в европейском многоголосии произошли на рубеже XI-XII веков. Обычно их связывают с деятельностью композиторов кафедрального собора в Шартре (северная Франция). Так называемый шартрский органум был первой сложной полифонической формой построения музыки. В нём использовались все гармонические средства того времени – почти все созвучия, возможные в условиях средневековых диатонических ладов, кроме диссонансов, а также различные способы движения голосов с усилением их мелодической самостоятельности.

Примерно столетие спустя произошли качественные изменения в инструментальной музыке. До этого времени ансамбли исполняли музыку в унисон, так как музыканты импровизировали свои пьесы одноголосно по определённым правилам. При этом они использовали вариационное дублирование мелодии различными инструментами. Начиная с XIII века наметилось функциональное различие между мелодическим движением голосов, стали применяться приёмы полифонического развития темы, заимствованные у многоголосной вокальной музыки.

Появились новые формы танцевальных пьес, например, эстампи – танец с характерным трёхдольным размером (не путать с вальсом), который быстро завовал популярность во всей западной Европе. Форма эстампи имела несколько разновидностей, к которым следует отнести дукции и ноты. Впервые они получили наиболее полную характеристику в трактате И. де Грохео «О музыке». Он считал, что данные танцы включают от четырёх до семи разделов-пунктов (музыкальных частей), а названия танцев зависят от их количества. Те, в которых число разделов больше пяти, называются дукция, а если это количество меньши пяти – нота. Для эстампи было характерно сочетание ионийского и эолийского ладов, а также частое использование дорийского лада. В XIV-XV столетиях эстампи сменил бас-данс, танец, наиболее популярный во Франции, Италии и Нидерландах, и сальтарелло. Наивысшего развития средневековая полифония (так называемая полифония строгого письма) достигла в музыке гениального итальянского композитора XVI века Джованни Пьерлуджи де Палестрины.


Авторский оригинал 15.12.2010