Что такое MIDI

Прежде всего (особенно для нотников!) необходимо сложить в голове правильное представление о технологии MIDI, посредством которой электронные музыкальные инструменты общаются друг с другом и с инструментальными банками.

Когда на современном (цифровом) синтезаторе нажимается клавиша, то полная информация об этом событии (нота, скорость, протяженность и сила нажатия) передаётся дальше по цепочке в виде MIDI-сообщения. Соответственно, такие сообщения можно записывать: именно из них состоят миди-треки в музыкальных редакторах (называемых также DAW) типа Sonar, Cubase, Pro Tools, etc. Поэтому, отдельно взятая миди-дорожка (миди-трек) представляет из себя некое подобие нотной партитуры, но при этом содержит все нюансы индивидуального исполнения. Однако, не содержит никаких звуков (как не может звучать сама партитура): звук конкретного инструмента появляется лишь тогда, когда воспроизводимая (или записываемая) миди-дорожка передаёт информацию в инструментальный банк программного или железного синтезатора.

Такие возможности MIDI освобождают нас от привязанности к какой-либо инструментальной составляющей: в любой момент можно заменить подключенный инструмент на лучший или вообще поменять вид инструмента. Т.е. при наличии миди-клавиатуры можно записывать партии с любым подключенным банком инструментов (программным синтезатором), а после, не торопясь, критично пересмотреть весь инструментальный состав.

Распространенной ошибкой является представление о миди-технологии, складывающееся на примере звучания миди-файлов, во множестве присутствующих в интернете. Здесь важно понимать, что midi-файлы (с расширением .mid) создаются посредством 3-х разных методов: живой игры, набивания понотно мышкой и в результате сканирования бумажных партитур. Очевидно, что миди-треки, созданные двумя последними способами, будут намного более механистичны для восприятия, чем сыгранные руками.

Т.е. технологии, используемые в музыкальном редакторе при записи вашей партии в виде миди-трека, позволят сохранить все нюансы вашего исполнения – но лишь в случае использования электронных клавишных с динамической клавиатурой.

Миди-дорожки отображаются в продвинутых муз.редакторах (типа Cakewalk Sonar) в 4-х видах:

миди-трек в основном окне

midi 1

По сути, это мини-пианоролл.

Piano Roll View (пианоролл)

midi 2

С помощью мыши можно передвигать эти кирпичики-ноты и менять их своиства.

Staff View (нотный вид, вариант - гриф струнного инструмента)

midi 3

Меню сверху указывает на дополнительные возможности оформления нотной формы, которую так же можно напечатать.

Event List (список миди-событий)

midi 4

Благодаря этому окну редактора миди-событий, в котором построчно отображаются все ваши действия – вплоть до нажатия ножной педали (называемой Sustain), можно подправить то, что невозможно из других видов: например, скорректировать изменение ритма в середине трека.

Такое широкое представление ваших действий в миди-формате позволяет получать полный доступ к редактированию как самих нот по всем параметрам, так и свойств всего трека: например, вы можете мышкой нарисовать кривую громкости всей партии.

Как уже упоминалось выше, для того, чтобы миди-трек зазвучал, необходимо подключить его на вход синтезатора с назначенным инструментом (в музыкальном редакторе все подсоединения происходят автоматически при создании пустого миди-трека конкретного синтезатора). А уже с синтезатора, способного озвучивать сразу несколько инструментальных каналов, звук передаётся на звуковую карту.

Если же вам случалось прежде слушать миди-файлы, то за их воспроизведение отвечала программа-плеер, включающая в себя файл инструментальной библиотеки в формате General MIDI.

Также, для расширения вашего представления о мире МИДИ, добавлю, что существуют не только клавишные, но и ударные и духовые миди-контроллеры (например). А также просто многофункциональные миди-контроллеры, управляющие самыми разнообразными функциями в синтезаторных инструментальных банках.

Рекомендуемая литература: Roland InFocus. Введение в MIDI (наглядное, с картинками)