Пианино vs. электропиано

Что выбрать в качестве домашнего клавишного инструмента, и чем вы будете вознаграждены за выбор midi-инструмента: современные возможности домашнего компьютерного музицирования :)

ЧАСТЬ 1. ПИАНИНО

Cложилась странная ситуация: в эпоху, когда высокие технологии добрались, наконец, и до российского быта, по-прежнему безраздельно властвует архаичная традиция держать в доме для муз.обучения такой громкий и громоздкий инструмент, как пианино (рассматривая типовые для россиян жилищные условия).

Прежде, чем оценить альтернативу пианино как музыкального инструмента школьника, рассмотрим аргументы в его защиту, высказанные в одной дискуссии с сторонниками традиции:

  • натуральное звучание
  • ощущение настоящих клавиш
  • прекрасная полочка для различных предметов
  • ребенок всесторонне развивается и познает удивительный мир классической музыки: это такая редкость сейчас.
  • до 10 часов вечера имею право хоть на ушах стоять

Улыбнул 3-ий, позабавил 4-ый: несмотря на то, что "это такая редкость" (в реале никакого развития и познания в массе НЕ происходит: учатся на моцартах, слушают тв-звезд), всё равно будем тщиться иллюзией... О последнем же аргументе можно сказать только одно: "против лома нет приёма...", уровень сознания таких людей мне недоступен :(

КАК же представляет обычный родитель альтернативу пианино? "Электропианино - это игрушка"

Так ли это, и что знает такой родитель об электропиано или его собрате - клавишном синтезаторе?

  1. всё НЕ так
  2. считай - ничего не знает

ЧАСТЬ 2. ЭЛЕКТРОПИАНО

Перед тем как в самых общих чертах рассказать об электронных клавишных инструментах для применения "в кругу семьи", и учитывая, что только один ребёнок из тысячи (условно) станет академическим пианистом(!), я приведу свои доводы О ПОЛЬЗЕ ЭЛЕКТРОПИАНО:

  1. отпадает проблема с нервами соседей (и сном их маленьких детей!). Играть можно через колонки или наушники (лучше открытого типа) – в любое время суток. Что даёт возможность муз.обучения не только школьнику, но и любому члену его семьи.
  2. в отличие от пианино, электропиано (как миди-клавиатура - в сочетании с компьютером) даёт подростку широкие возможности для сочинения и записи своей музыки, значительно стимулируя его личное творчество, знакомя с навыками аранжировки и звукозаписи - что в конечном итоге возбуждает реальный интерес к самому инструменту и к музыкальным занятиям. Потому что имеющихся начальных знаний начинает катастрофически не хватать, ибо в примерах - артисты мирового класса.
    Излишне говорить, как много значит занятость школьника во внеурочное время – и НЕ по принуждению, но по личному интересу.
  3. использование богатого арсенала инструментальных сэмплерных библиотек (включающих ВСЕ инструменты народов мира) много более (чем пианино) развивает музыкальный кругозор ученика, в том числе и в академическом аспекте: ведь доступен не только полный симфонический инструментарий, но и редкие средневековые инструменты.
  4. полученные во время самостоятельного изучения навыки в аранжировке, звукозаписи и сочинительстве могут оказать влияние на проф.ориентацию вашего ребёнка, ведь современная музыка - это не только певцы и певицы, но и широкий спектр музыкально-технических специальностей :)
  5. после окончания музыкальной школы электропиано не становится ненужной МЕБЕЛЬЮ: оно меньше по размерам, его (физически) легче продать :)
  6. большинство родителей отдают своих детей в муз.школы совсем не для того, чтобы вырастить из него академическую звезду... Цель немного иная - привить основы музыкальной культуры и чем-то занять, чтобы не шлялся в подворотне.

Далее – контр-аргументы по 1 и 2 пунктам "защиты" пианино:

1. клавиатура: в отличие от "бытовых" синтезаторов-самоиграек, клавиатуры у электропиано молоточковые, т.е. приближенные к механике домашнего пианино (так называемые "полувзвешенные" или "полутяжелые").

hammer

Но для тех, кому цена не критична, существуют и настоящие "рояльные" клавиатуры ("взвешенные" или "тяжелые"). Вот у них ощущения самые "настоящие", знаю не понаслышке – имею у себя такую (у этой модели и глубина клавиш тоже настоящая рояльная, что явно ощущается после игры на более типичной синтезаторной клавиатуре).

2. звучание: вопрос "натуральности" звучания тоже пусть вас не смущает:

во-первых, даже у самых простых электропиано всегда имеется несколько вшитых тембровых вариантов - что однозначно интереснее для ребёнка и удобнее в обучении (поиграть на клавесине, например, соответствующие пьесы);
во-вторых, с современного игрового компьютера можно получить звуки, практически ничем не уступающие профессиональным записям всех жанров.

пример для прослушивания: "Прелюдия 8" Дебюсси, midiXG-файл (записанный японцем Katsuhiro Oguri), на который мною попеременно назначены виртуальные инструменты (у каждого из приведенных виртуальных инструментов, естественно имеется около десятка вариаций по типу звучания: концертный, камерный, поп, рок, кафедральный зал, etc):

• TruePiano Saphire от компании TruePianos

• Challen Piano Studio от компании Propellerhead

 

ЧАСТЬ 3. МИДИ-КЛАВИАТУРА + КОМПЬЮТЕР

Для начала я объясню на пальцах условную схему электропиано и как его возможности могут быть расширены/заменены компьютером:

условная схема электропиано: как его возможности могут быть расширены/заменены компьютером

• верхняя половина рисунка - примитивный принцип работы электропиано:  клавиатура + встроенная электроника с тембро-блоком + выход на колонки/наушники

• нижняя часть - система из миди-контроллера(клавиатуры) и вашего компьютера

 У каждого электропиано, кроме аналогового выхода на колонки/наушники, имеется MIDI-выход, через который на компьютер можно подать сигнал о нажатии клавиши со всей сохраняемой динамикой нажатия (клавиатуры, позволяющие передать специфику нажатия, называются динамическими).

keyboard

Если при этом в музыкальном редакторе компьютера назначить какой-либо виртуальный инструмент на канал такого миди-сигнала, то вы сможете играть самыми разнообразными тембрами, дополнительно управляя характером звучания с помощью двух управляющих колёс на клавиатуре и одной-двух педалей, подключённых к электропиано (к электронным клавишным существуют ВСЕ ТРИ вида педалей, но обычно используют два: SUSTAIN и EXPRESSION). А есть и строенные блоки, например:

pedals

Такой комбинацией дополнительных контроллеров возможно достаточно реалистично изобразить партию виолончели или, например, саксофона.

управляющие колёса-контроллеры: в верхней части - два в одном

wheels

Т.е. с электропиано можно принимать в компьютер как его оригинальный звук (через аudio-вход), так и миди-сигнал – с назначением на него любого тембра, вплоть до барабанов ударной установки, распределённых по клавиатуре в соответствии с системой General MIDI.

Таким образом, при задействовании компьютера в музыкальном образовании школьника мы решаем задачу использования ребёнком компьютера не только для компьютерных игр - что немаловажно. Ибо ребёнок начинает понимать, что компьютер - ещё и инструмент созидания и личного творчества. Также же, в процессе знакомства с широчайшей инструментальной базой, ваш ребёнок может особо проникнуться каким-то иным (нежели пианино) инструментом и в дальнейшем осмысленно переориентироваться на него.

Согласитесь, что описанные принципы творческого подхода к связке электропиано + компьютер, предоставляют куда большие возможности для "всестороннего развития и познания удивительного мира классической музыки". Ибо в таком варианте ученик более не скован выбором фортепианных партитур и с небольшим усилием – на той же клавиатуре – сможет сыграть и за гобой, и за струнные, и за литавры... да хоть за Fender Precision Bass или даже за китайскую скрипку эрху от компании Kong Audio (pop-rock by HuangXu):

Или же вообще - поиграть на легендарных клавишных инструментах всемирно известной студии Abbey Road, где записывались Битлз, Пинк Флойд и многие другие именитые артисты всевозможных жанров... как ещё может представиться такая возможность?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В принципе, можно иметь электропиано, как самостоятельный инструмент, имеющий собственное звучание (независимо от компьютера), или же ограничиться просто миди-клавиатурой (клавишный миди-контроллер), работать с которой возможно только при наличии компьютера (ибо собственного тембро-блока и звуковой карты у неё нет). Первый вариант, безусловно, практически удобнее, но второй вариант позволяет иметь за те же деньги клавишную механику лучшего качества, чем у электропиано, и при этом такие же (или чуть больше - при наличии дополнительных контроллеров) возможности на компьютере.

И электропиано, и отдельная миди-клавиатура, предоставляют вам одинаковые базовые возможности для музыкального творчества на компьютере.

Затрагивая тему программного обеспечения, отмечу, что в настоящем огромное количество виртуальных инструментальных библиотек и синтезаторов способны удовлетворить творческие запросы практически любого уровня. C их помощью записывают даже симфонические саундтреки к кинохитам (на видео - демонстрация встроенных пресетов программного синтезатора Symphobia, с помощью которого записаны саундтреки к фильмам "Люди-X 2", "Район 9", "Форсаж" и сериям Борна):

Выпускаются и целые "оркестровые" альбомы, электронное происхождение которых рядовому слушателю почти невозможно распознать на слух.